Резьба

Резьба

РЕЗЬБА́ — иск-во вырезания орнаментов и фигур и произв. этого иск-ва. Мат-лами для Р. могут служить дерево, кость, камень, металл, лак и др. Различается много видов Р. Цельные предметы, в т. ч. скульптуры, детали предметов, напр. мебели, имеющие 3 измерения, наз. объемной Р. Рельефная Р. может быть разной глубины; если вырезаются только линии, образующие узор по гладкой поверхности, то Р. наз. контурной, если рисунок заглублен в фон — выемчатой; существует много разновидностей рельефной Р. При полном удалении фона образуется ажурная, или пропильная, или сквозная Р. Накладной наз. Р., наложенная на гладкий фон; она по виду близка рельефной, но неизмеримо легче в изготовлении. Часто разные виды Р. сочетаются в одном предмете (сквозная и рельефная, объемная и контурная и т. д.), Р. может также сочетаться с др. техниками: напр., контурная с затиркой контура краской, резные предметы часто подвергаются доп. обработке (позолота, окраска, полировка и т. д.).

В рус. нар. иск-ве наибольшее распространение получили разл. формы Р. по дереву — осн. мат-лу традиц. жилища и утвари. Практически каждый бытовой предмет вырезался из дерева и декорировался рельефной резьбой с солярными символами, орнаментами, фигурками птиц и животных. Образцом чисто рус. иск-ва явл. выемчатая и пропильная Р. по бересте. Пропильной, реже рельефной Р. украшены карнизы и наличники домов. Сложными резными орнаментами украшались с 17 в. иконостасы. С 16—17 вв. под Сергиевым Посадом существует богородская Р.: игрушки с подвижными деталями и мелкие скульптуры из мягкого дерева, часто объединяемые в композиции. С нач. 18 в. в Р. проникает стиль барокко, в петровское время получила распространение Р. по дубу, образцы к-рой сохранились в Летнем дворце и дворцах Петергофа. Выполненная в царских дворцах франц. мастерами, эта Р. оказала воздействие на работу рус. мастеров в мебели и новых родах иск-ва, таких, как аллегорич. резной декор кораблей. Шедевром иск-ва Р., соединившим рус. традиции с формами барокко, явл. резной из липы иконостас Петропавловского собора в СПб. Исключит. ложности и прихотливости форм достигает Р. в оформлении интерьеров и мебели елизаветинского времени, особенно в работах Ф. де Растрелли: резной декор позволял добиться сложности объема и свободы формы, невозможной в лепнине. В эпоху классицизма деревянная Р. сохраняется гл. обр. в мебели, почти полностью сменившись в архит. декоре лепниной. Однако одновременно строились классич. здания из дерева (дворцы в Кускове и Останкине, т-р на Каменном о-ве в Петербурге), с резными из дерева классич. архит. деталями; деревянный классицизм получил широчайшее распространение в провинц. и усадебном стр-ве, где классич. резные декор. детали сохранялись вплоть до нач. 20 в. В нач. 19 в. зародился "фольклоризирующий" стиль рус. архитектуры, проявившийся в проектах идеальных деревень со щедро украшенными резьбой домиками (К. И. Росси, О. Монферран, А. И. Штакеншнейдер). С этого времени профессиональная деревянная архитектура и народная активно взаимодействовали друг с другом, заимствуя и перабатывая прежде всего мотивы Р. В интерьерах неоготики возродилась Р. по дубу (напр., "Коттедж" в Петергофе). В последующем развитии историзма Р. в интерьере почти не встречается, и в сер. 19 в. даже в имп. дворцах применялась лепнина, окрашенная так, чтобы имитировать дерево. Со времени протомодерна Р. вновь распространяется на отделку интерьера, достигает нового расцвета в модерне (напр., интерьеры дворца вел. кн. Ольги Александровны в СПб.), затем приходит в упадок.

Наряду с Р. по дереву, в России развились оригинальные промыслы Р. по кости, распространенные гл. обр. на Севере (холмогорская резная кость). Прекрасные художеств. зделия из слоновой кости создавали на токарных станках имп. Петр I и имп. Мария Федоровна.

Сюжетная и орнаментальная Р. по мягкому белому камню была свойственна др.-рус. архитектуре Владимира и Суздаля. Ярчайшим примером явл. Дмитровский собор Владимира. Позже Р., часто орнаментальная, широко распространилась в зодчестве 17 в., украшая наличники, колонны и др. архит. детали каменных церквей и палат. С переходом в архитектуре 18 в. к кирпичным оштукатуренным фасадам Р. по камню в архитектуре становится редкостью, применяясь немногими архитекторами, отделывавшими фасады натуральным камнем (А. Ринальди — дворец в Гатчине, и особенно А. Н. Воронихин, облицевавший Казанский собор в СПб. пудостским известняком, из к-рого выполнены также каннелированные коринфские колонны и рельефы фасадов); иногда резными были только отд. детали (коринфские капители колонн Английского дворца, арх. Дж. Кваренги). Тогда же развивается изготовление резных худож. изделий из камня — алебастра, мрамора, яшмы, создаются гранильные фабрики в Петергофе, Екатеринбурге, на Алтае, и дворцы наполняются каменными резными вазами (лучшее собрание — в Павловске). На рубеже 18—19 вв. Р. по камню входит в моду: геммы и камеи украшают императорские короны (Наполеона) и парадный костюм. Р. становится иск-вом монархов: в 1780-х гг. имп. Екатерина II работает с тверд. камнем, а имп. Мария Федоровна режет чаще слоновую кость и янтарь.

В учебную программу Воспитательного об-ва благородных девиц вводятся токарное дело и Р. Однако в архит. отделке интерьера резной камень в период классицизма был редкостью, получив нек-рое распространение только в след. эпоху — в сер. и 2-й пол. 19 в. В кон. 19 — нач. 20 в. для Петропавловского собора в СПб. были изготовлены огромные монолитные резные надгробия имп. Александра II (из яшмы) и имп. Марии Александровны (из родонита); сложная Р. по камню применена в отделке интерьера петерб. храма Спаса на Крови. В эпоху модерна получает распространение каменная Р. на фасадах, выполнявшаяся как по известняку, так и по граниту и др. твердым породам камня.

Отд. видом явл. применение Р. в ювелирном иск-ве: прорезной металл, заполнение Р. по благородному металлу эмалью (т. н. эмаль по резьбе).

В наст. время сохраняется неск. худож. промыслов, продолжающих традиции иск-ва Р. — по дереву, кости, камню, гл. обр. для изготовления сувениров.

Резьба по дереву. Людогощинский крест. Мастер Я. Федосов. 1359

Резьба по дереву. Людогощинский крест. Мастер Я. Федосов. 1359

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Резьба" в других словарях:

  • резьба́ — резьба, ы …   Русское словесное ударение

  • РЕЗЬБА — РЕЗЬБА, резы (резьба, резьбы устар.), мн. нет, жен. 1. Вырезывание, выделка разных узоров на дереве, кости. Специалист по художественной резьбе. 2. Узорчатый рисунок, вырезанный на дереве, кости. Красивая резьба. Художественная резьба.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Резьба —         один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путём вырезания. Резьба бывает: объёмная, высокорельефная, плоскорельефная,… …   Художественная энциклопедия

  • резьба — ы; ж. 1. к Резать (6 зн.). Увлекаться резьбой по камню. Художественная р. Рама старинной резьбы. 2. Рисунок, узор, вырезанный на дереве, кости, камне и т.п. Ларец с резьбою. Наличники украшены деревянной резьбой. 3. Техн. Винтовая нарезка.… …   Энциклопедический словарь

  • резьба — [ГОСТ 27017 86] резьба Один или несколько равномерно расположенных выступов резьбы постоянного сечения, образованных на боковой поверхности прямого кругового цилиндра или прямого кругового конуса [ГОСТ 11708 82 (СТ СЭВ 2631 80)] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • РЕЗЬБА — РЕЗЬБА, ы, жен. 1. см. резать. 2. Рисунок, вырезанный на твёрдом материале. Узорчатая р. Ларец с резьбой. 3. Спиральная винтовая нарезка. | прил. резьбовой, ая, ое (к 3 знач.; спец.). Резьбовое крепление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… …   Толковый словарь Ожегова

  • резьба — образованные на поверхности детали чередующиеся спиральные (винтовые) канавки и выступы постоянного сечения (нарезка). Детали с резьбой могут образовывать разъёмные резьбовые соединения. При этом внешний диаметр одной детали (напр., болта) должен …   Энциклопедия техники

  • резьба — нарезка, шаг (винта); литоглифика, глиптика, петроглиф, ламбрекен, резной рисунок Словарь русских синонимов. резьба сущ., кол во синонимов: 15 • вызорочье (3) • …   Словарь синонимов

  • резьба — и устарелое резьба …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • РЕЗЬБА — в технике чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел вращения, расположенные по винтовой линии. Различают резьбу треугольную, прямоугольную, трапецеидальную, круглую. Резьбы бывают одно и многозаходные. По назначению делят на крепежные,… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»